2013 год был богат на события для поклонников видеоигр. В прошлом году прогремела смена поколений приставок: от седьмого поколения к восьмому. Sony Playstation 3 и Xbox 360 плавно уходят на второй план, но будут поддерживаться еще несколько лет. Сейчас на полках российских магазинов уже лежит Playstation 4 и скоро появится Xbox One. Давайте рассмотрим обе консоли, оценим их плюсы и минусы, а также поговорим о функционале, которые они могут предоставить пользователям. Если вы не читали мою первую статью об отличиях PS4 и XBOX One, то милости просим сюда. Особенно много интересной информации о консолях нового поколения во второй статье по этой ссылке, где сосредоточены все что может противопоставить PS4 против XBOX One, и наоборот.
Как все начиналось…
Предыдущее поколение Xbox 360 Microsoft представила на год раньше Sony и их Playstation 3. Данный факт позволил редмондской компании получить огромное преимущество и сделать шаткими позиции конкурента, который был лидером рынка с Playstation 2. Выход Playstation 3 сопровождался многочисленными проблемами, картину портила и высокая цена в 599 долларов. В итоге Microsoft с большой форой, низкой ценой и спектром игр, заняла лидирующие позиции на территории США. Sony «вылезла» за счет Европы и Японии. Как вы знаете, японцы отвергают всё западное и поддерживают местных производителей.
В 2013 году события разворачивались иначе. Руководство Sony публично заявило, что не будет анонсировать свою новую игровую консоль раньше, чем это сделает Microsoft. Затем, через месяц того же года, Sony устроили мероприятие Playstation Meeting, на котором представили игровую платформу Playstation 4 и поведали о своем взгляде дальнейшего развития игровой индустрии. На мероприятии были продемонстрированы игры для PS4, игровой контроллер Dualshock 4, раскрыты технические характеристики новой консоли, но финальный дизайн Playstation 4 так и не был показан. Microsoft не ожидали такого поворота событий и судорожно начали готовить свою собственную презентацию.
В мае 2013 года Microsoft ее провели и впервые показали миру Xbox One, а также несколько игр для неё. Стоит отметить, что мероприятие вызвало волну негодования среди мирового сообщества геймеров. Причины были следующими:
- запрет делиться игровыми дисками с друзьями
- перепродавать и покупать их в специализированных магазинах
- принуждение пользователей постоянно быть подключенными к серверам Xbox Live. (если тебя день нет в онлайне, то не сможешь играть даже в однопользовательские игры).
- новый Kinect нельзя будет отключить, даже когда приставка находится в спящем режиме.
Было похоже, что Microsoft продвигает XBOX One в качестве устройства для просмотра кабельного телевидения, но не как игровое устройство. Все точки над i должна была расставить июньская выставка Е3, где и Sony, и Microsoft обещали раскрыть все карты в отношении новых игровых консолей, а также назвать наконец их цены. Sony, кроме всего прочего, впервые должна была продемонстрировать миру дизайн Playstation 4.
Microsoft учли весь негатив, который обрушился на них после майского мероприятия, и в ходе демонстрации постарались сработать на максимум. Были показаны многочисленные видеоигры от разных издательств, множество эксклюзивных проектов, в которые смогут поиграть лишь пользователи Xbox One, а слово «ТV» практически ни разу не прозвучало со сцены. Цена на консоль Xbox One составила 499 долларов США.
Презентация Sony была более размеренной, спокойной и не сопровождалась громкими словами. Дизайн PS4 «взорвал» аудиторию, что обуславливается в два раза меньшим размером, чем Xbox One. Политика Sony не запрещала меняться б/у играми, продавать и покупать их, а PS4 не обязана круглосуточно быть подключённой к сети интернет. А когда была объявлена цена PS4 в размере 399 долларов — зал наполнился овациями, многие зрители и журналисты встали со своих мест. 100$ разницы в цене и дружелюбная политика, безусловно, оказались теми самыми козырями, которые мгновенно сделали Sony лидером всей выставки Е3.
Спустя некоторое время после окончания Е3, Microsoft выступили с заявлением, что они отменяют свою жесткую политику в отношении геймеров, запрещающую им играть в офлайне и меняться друг с другом играми. Помимо прочего, они позволят игрокам отключить Kinect в любой момент. Прислушаться к критике и уступить народному мнению — это серьёзный шаг со стороны такой корпорации, но было уже слишком поздно.
Теперь давайте рассмотрим особенности новых игровых консолей и сравним их между собой.
Технические характеристики
Корпуса консолей в настоящий момент доступны лишь в чёрном цвете. Xbox One можно использовать только в горизонтальном положении по официальным заявлениям руководства Microsoft, которые запретили ставить приставку вертикально, так как это приведет к поломке. Playstation 4 можно ставить и вертикально, и горизонтально, в зависимости от ваших предпочтений. Различия в физических размерах консолей очень заметны: Xbox One в 2 с лишним раза больше, чем Playstation 4. Из интересных элементов дизайна можно выделить то, что на передней панели Xbox One есть светящийся белый логотип приставки, который одновременно является сенсорной кнопкой включения, а вдоль боковой поверхности Playstation 4 расположена синяя светодиодная линия, которая очень красиво выглядит в темноте. Для поклонников консолей от Microsoft есть одна неприятная деталь: блок питания у Xbox One по-прежнему внешний, и это «бревнышко» довольно внушительного размера. Японские инженеры Sony как и ранее, упрятали блок питания внутри небольшого корпуса Playstation 4.
В основе nextgen консолей лежит 64-битный 8-ядерный (2 модуля по 4 ядра) ЦП производства AMD на базе x86-архитектуры Jaguar. Не берите во внимание то, что Jaguar изначально был рассчитан на использование в ноутбуках и планшетах, от этого он не теряет своего потенциала. Сам процессор был индивидуально переработан AMD под требования Microsoft и Sony, поэтому будет заведомо неправильно считать его равным по производительности CPU, которые устанавливаются в современные планшеты. ЦП обладает очень низким энергопотреблением, поэтому не будет перегреваться даже при пиковых нагрузках. Каждый процессор снабжён L2-кэшем объёмом 4 Мб (2×2Мб). Изначально было заявлено, что процессор обеих консолей будет работать на частоте 1.6 ГГц, но Microsoft объявили, что им удалось разогнать свой процессор на 150 МГц, и теперь Jaguar в сердце Xbox One будет работать на тактовой частоте 1.75 ГГц. Благодаря тому, что оба производителя консолей перешли на x86-архитектуру, портировать игры с PC на приставки и обратно теперь будет значительно проще и быстрее, а низкая стоимость производства таких процессоров в итоге положительно скажется на итоговой цене игровых консолей.
Обе консоли используют для обработки и вывода графики модифицированные GPU Radeon производства всё той же AMD. GPU Playstation 4 содержит в себе 18 вычислительных блоков (1152 графических ядер) с теоретической пиковой производительностью 1.84 TFLOPS. Графическая система Xbox One базируется на 12 вычислительных блоках (768 графических ядер) с пиковой производительностью 1.23 TFLOPS. Частота GPU обеих консолей была изначально равна 800 МГц, но Microsoft разогнали её на 53 МГц и теперь их GPU работает на частоте 853 МГц. Вообще, эти незначительные «разгоны» частоты в центральном процессоре и GPU со стороны Microsoft выглядят просто как желание быть «численно» хотя бы немного впереди своего главного конкурента, и вряд ли на деле будут означать значительную прибавку к производительности.
Консоли следующего поколения используют 256-битную шину памяти. На борту Xbox One установлено 8 ГБ памяти формата DDR3 с пропускной способностью 68.3 ГБ/с (2133 МГц). Playstation 4 в этом плане значительно превосходит своего конкурента, так как в консоли Sony используются 8 ГБ памяти формата GDDR5 с пропускной способностью 176 ГБ/с (5500 МГц). На всякий случай следует уточнить, что обе консоли используют «унифицированный пул памяти», т.е. CPU и GPU будут хранить данные в одном месте, без необходимости постоянного перетаскивания их из одной памяти в другую. Есть утверждение, что в большинстве операций DDR3-память дает большую производительность, чем GDDR5, за счет меньших задержек.
Microsoft попытались нивелировать низкую пропускную способность и частоту DDR3-памяти на своей консоли, дополнив её специальным ESRAM-модулем объёмом 32 МБ с пропускной способностью 102 ГБ/с. Но многие специалисты уже высказались скептически относительно этого излишнего усложнения структуры памяти Xbox One, но это один из важнейших компонентов Xbox One, через который будут проходить все операции, требующие большой пропускной способности. Ведь ESRAM обладает задержками близкими к нулю, так как это статическая память, построенная на триггерах, и сам модуль расположен на самом APU. Решение PS4 более простое с точки зрения разработки, но менее производительное.
Обе консоли используют в качестве устройства хранения данных HDD объёмом 500 ГБ. Только в Xbox One он несъёмный, и если место на нём закончится – придётся удалять старые игры. На Playstation 4 по сложившейся традиции, вы можете заменить стандартный винчестер и заменить его более ёмким на ваш выбор.
В качестве оптических носителей обе консоли используют Blu-ray диски, а также не утратили способности воспроизводить DVD-носители. Xbox One будет требовать полной установки игры на жёсткий диск, поэтому диск в приводе будет использоваться лишь для опознания лицензионной копии игры, но игровые данные будут считываться исключительно с HDD. Скорость считывания с Blu-ray в PS4 выросла до 27 МБ/с со времён 9 МБ/с в Playstation 3.
Консоль Playstation 4 снабжена wi-fi модулями 802.11 b/g/n, гигабитным модулем Ethernet, Bluetooth версии 2.1, а также двумя USB 3.0 портами и специальным портом для подключения PS4 Camera. Видеосигнал консоль будет выводить через HDMI, а при желании можно подключить акустическую систему через оптический порт S/PDIF. Sony отказались от использования аналогового вывода видео и звука в своей консоли.
Xbox One отличается лишь тем, что имеет 3 USB-порта, не использует встроенного модуля Bluetooth, а также имеет специальный HDMI-in порт для подключения кабельных и спутниковых ресиверов. Также Xbox One использует специальный формат беспроводной связи с игровыми контроллерами, который называется WiFi Direct. Он был введён для уменьшения так называемого input-lag во время игры.
Игровые контроллеры некстген консолей
По заявлениям Microsoft контроллер Xbox One содержит в себе 40 технических улучшений по сравнению с контроллером Xbox 360.
Перечислю наиболее важные отличия:
- небольшой редизайн корпуса контроллера (он стал несколько меньше)
- наличие импульсных курков (специальные моторчики для обратной отдачи, спрятанные в курках)
- улучшенная d-pad крестовина
- интегрированный аккумуляторный отсек (теперь отсек с батарейками не торчит с обратной стороны контроллера, как это было в Xbox 360)
- поддержка WiFi Direct (скорость отклика увеличилась на 15 %).
Несмотря на перечисленные улучшения, многие очевидцы, которые уже успели ознакомиться с новым контроллером на различных игровых выставках, отзываются о нём довольно противоречиво. Да, крестовина стала более удобной, но вот верхние курки стали настолько тугими, что нажать их с первого раза получается не у всех. Да и использование сменных батареек в 2013 году – это довольно противоречивое решение со стороны инженеров Microsoft. К контроллеру можно подключить гарнитуру для общения с друзьями во время игры по Сети, а в качестве провода для подзарядки аккумуляторов (если вы купите их вместо обычных батареек) теперь используется micro-USB кабель. Кнопки Start и Back были заменены на Menu и View. Последняя, скорее всего, позволит мгновенно переключаться между игровым режимом и просмотром кабельного телевидения.
Контроллер Playstation 4, как и ожидалось, получил название Dualshock 4, тоже претерпел немало функциональных изменений. Главным нововведением стал тачпад в верхней части контроллера, который представляет собой сенсорную панель, поддерживающую несколько одновременных нажатий, что позволит повсеместно применять её в многочисленных играх, например, чтобы увеличить карту мира, можно будет просто применить знаменитый pinch-жест, как на смартфонах. Тачпад, кстати, нажимается как обычная кнопка. Нечто подобное вы могли видеть на Macbook Air, где тачпад тоже исполняет одновременную роль кнопок и сенсорной панели. Аналоговые рукоятки Dualshock 4 стали вогнутыми, чтобы большие пальцы не соскальзывали с них. Корпус выполнен из высококачественного пластика двух видов: сверху контроллер гладкий, а нижняя его часть выполнена из специального soft-touch материала, который предотвратит выскальзывание геймпада даже из вспотевших рук. В контроллер встроен вход для гарнитуры, дополнительный порт для будущих расширений и монофонический динамик, который позволит выводить часть игровых звуков прямо через геймпад и улучшить тем самым ощущение обратной связи с игрой (этот подход уже был использован в Nintendo Wii и Wii U). Обратная отдача тоже была улучшена: теперь в Dualshock 4 используется 12 моторчиков вибрации (в PS3 использовалось всего 2). В контроллер встроены гироскоп и акселерометр. На боковую поверхность Dualshock 4 была добавлена специальная световая панель (light-bar), способная отобразить практически любой цвет. С помощью этой панели консоль сможет отслеживать положение игроков относительно друг друга, а также цвет панели будет использоваться различными играми для того, например, чтобы сигнализировать о низком уровне оставшегося здоровья (панель из зелёной станет красной). Вместо кнопок Start и Select были добавлены кнопки Options и Share. С помощью последней вы сможете максимально быстро поделиться с друзьями скриншотами или игровыми видео.
Motion-сенсоры PS4 и XBOX One
Камера Kinect была значительно улучшена и теперь способна видеть мир в разрешении 1080р. Она обзавелась широкоугольными линзами, научилась видеть в темноте, распознавать эмоции людей и даже, что удивительно, измерять частоту их сердечного ритма. Точность распознавания очень сильно возросла. Теперь Kinect способен довольно точно определить каждый палец на ваших руках, углы поворота каждой из ваших конечностей, а также напряжение тех или иных групп мышц вашего тела. Минимальное расстояние до сенсора было уменьшено в два раза – с двух метров до одного. Это, безусловно, обрадует обладателей тесных квартир, которым раньше приходилось двигать мебель ради того, чтобы играть в Kinect-игры. Камера способна одновременно распознавать до 6 человек, находящихся в комнате, она точно знает, у какого игрока какой контроллер и автоматически подгрузит его игровой профиль, распознав его лицо. Что касается голосовых команд, то Kinect способен из окружающего шума одновременно выделить два знакомых ему голоса и опознать их владельцев. Микрофон будет работать постоянно, даже когда консоль находится в спящем режиме, чтобы игрок мог в любой момент включить Xbox One своим голосом. Так что, если вы параноик – советую вам покопаться в настройках и отключить постоянную запись того, что происходит в вашей квартире. Благо, что Microsoft пошли навстречу пользователям и разрешили отключать Kinect при желании. Напомню, что новый Kinect будет включён в комплект с каждым Xbox One.
Playstation 4 по умолчанию не снабжена никакими камерами. Это решение было принято для того, чтобы снизить себестоимость комплекта консоли. Зачем пользователю переплачивать за дополнительное оборудование, если он даже не планировал им пользоваться? Конечно, если вам очень хочется – можно приобрести PS4 Camera, которая поступит в продажу одновременно с новой консолью Sony. В отличие от предыдущей камеры PS Eye, которая использовалась в паре с PS3, камера для Playstation 4 теперь снабжена двумя объективами для точного расчета дистанции до объектов и видит мир в разрешении 1280 х 800 и с частотой 60 кадров в секунду, имеет угол обзора в 85 градусов, а также четырёхканальный набор микрофонов для отсеивания посторонних шумов. Камера отслеживает положение игровых контроллеров Dualshock 4 в пространстве благодаря встроенным в них световым панелям. Представители Sony заявили, что камера будет поддерживать голосовое управление и управление жестами. В комплекте с каждой консолью Playstation 4 будет поставляться бесплатная игра PlayRoom, которая позволит игрокам полностью прочувствовать обновлённый функционал PS4 Camera и познакомиться с новыми функциями во время увлекательных мини-игр. Никуда не делась поддержка контроллеров Move, так что, если вы являетесь их обладателем, не спешите их продавать. Глядишь, пригодятся в грядущем поколении.
Что касается практического вывода от финального сравнения приставок PS4 и Xbox One, то ряд ключевых мультиплатформенных игр, выходящих на новых консолях, наглядно продемонстрировали сложности в разработке на коробку от Microsoft. Производительности XBOX One недостаточно, чтобы консоль выдавала стандарт в виде 1080p@60fps (30fps) — а это минимум ожиданий пользователей от консолей, и с чем PS4 справляется без особых проблем.
В следующей части статьи мы поговорим про дополнительные развлекательные функции консолей следующего поколения, про игры-эксклюзивы и мультиплатформу, ценовую политику, облачные сервисы, а также о многом другом.
«Обратная отдача тоже была улучшена: теперь в Dualshock 4 используется 12 моторчиков вибрации (в PS3 использовалось всего 2)»
Вроде бы также 2 мотора)))
Да, два. На момент написания статьи были сведения, что их будет несколько.